Историческая справка
1 сентября 1999 года газовики во главе с генеральным директором общества «Оренбурггазпром» (в настоящее время «Газпром добыча Оренбург») В.В. Николаевым сделали поистине царский подарок всем детям поселка Ростоши – новую школу, построенную и оснащенную по самым современным стандартам. «Распахнула двери наша школа! Рады здесь всегда ученикам!..» С этих слов начинается биография нашей гимназии, когда 453 ученика сели за новенькие парты школы. Для них и 54 учителей это напоминало сбывшуюся мечту.
Были сомнения скептиков и смелая уверенность оптимистов в успехе этого уникального образовательного учреждения, но уже в 2001 году гимназия №4 становится Дипломантом II степени Всероссийского конкурса воспитательных систем. С сентября 2001года гимназия становится федеральной площадкой эксперимента по совершенствованию структуры и содержания среднего образования, в ходе которого апробируется модель профильного обучения, анализируется соответствие учебных программ требованиям к уровню подготовки выпускников, внедряются здоровьесберегающие технологии обучения.
С 2002 году учащиеся гимназия №4 участвуют во Всероссийских дистанционных эвристических олимпиадах по разным предметам, проводимых Центром дистанционного образования «Эйдос» совместно с Российской Академией образования. Эвристическая олимпиада – один из способов вдохнуть творчество в учебные предметы. Это наиболее успешная форма самореализации детей с помощью телекоммуникаций. «Портфолио» достижений гимназии пополняется дипломами призеров и лауреатов.
Гимназия №4 становится творческой лабораторией для увлеченных своим делом, талантливых учителей, руководит которой директор - Татьяна Владиленовна Шамардина. Её высокая квалификация, гибкость мышления, работоспособность и активная жизненная позиция привели коллектив ко многим успехам. В 2003 году сама Татьяна Владиленовна защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук по теме «Учебно-познавательная компетентность старшеклассника в образовательном процессе гимназии». Об успешности профессионально-педагогической деятельности учителей гимназии свидетельствуют не только конкретные личностные достижения, но и исследовательская деятельность педагогического коллектива в рамках федеральной экспериментальной площадки по обновлению структуры и содержания общего образования, результаты которой отражены в коллективной монографии «Модернизация гимназического образования. Теория и практика», региональной экспериментальной площадки по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов.
Ведущей доминантой деятельности гимназиста становится учебное исследование, которое обеспечивает овладение фундаментальными знаниями, методами научного познания, исследовательскими умениями, развитие творческой индивидуальности, развитие культуры мышления, освоение современных информационных технологий. К учебному исследованию учащиеся приобщаются в рамках деятельности Малой академии гимназистов. С учащимися работают учителя и преподаватели вузов Оренбургской области (20 преподавателей ОГПУ, ОГУ, института Степи, эколого-биологического Центра и др.). О результатах деятельности гимназии по развитию интеллектуально-творческих способностей учащихся, формированию успешной личности с социально ответственной позицией, готовностью к позитивной коммуникации свидетельствуют победы гимназистов: 673 победителя II, III и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников (за 20 лет), 497 лауреатов Всероссийских конкурсов в рамках проекта «Познание и творчество» национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», 398 лауреатов Российских и региональных научно-практических конференций школьников, олимпиад, интеллектуальных конкурсов и др.
«Жить – значит действовать!» - повторяет вслед за Анатолем Францем директор Татьяна Владиленовна Шамардина. И коллектив действует. В центре внимания - разработка индивидуальных образовательных маршрутов, психолого-педагогическое сопровождение учащихся в образовательном процессе, активное использование в педагогической практике здоровьесберегающих технологий.
Уже в 2004 году гимназия № 4 становится Дипломантом Министерства образования и науки РФ по итогам I Всероссийского конкурса «Лучшие школы России» в номинации «Школа здоровья». В этот же период начинает свою работу сайт гимназии, разработанный десятиклассником – Евгением Шамардиным.
В 2005 году педагогический опыт гимназии представлен на Всероссийском образовательном форуме «Конкурентоспособное образование – сильная Россия» в Москве в «Сокольниках». Вскоре гимназия №4 становится финалистом II Всероссийского конкурса «Лучшие школы» и входит в число 30 школ, названных лучшими в России, а компьютерная презентация гимназии названа в числе лучших и удостоена специальной премии компании «Microsoft». Не останавливаясь на достигнутом, в 2006 году гимназия №4 названа победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Татьяна Владиленовна Шамардина возглавила Ассоциацию лучших школ Оренбуржья.
С 2007 года гимназия – это ресурсный центр по информатизации образования г. Оренбурга. В читальном зале создан Медиа-центр, в котором 9 компьютеров подключены к сети Интернет, мультимедийный проектор, комплекс коммуникационного оборудования видеоконференцсвязи, поставленного в рамках проекта «Гимназический союз России» Фондом поддержки образования, с помощью которой гимназия успешно интегрируется в образовательное пространство России, выстраивая партнерские отношения с инновационными образовательными учреждениями Сибири, Дальнего Востока, Поволжья и других регионов Российской Федерации. Учащиеся гимназии участвуют в лекциях, проводимых профессорами, преподавателями столичных ВУЗов, имеют возможность задать свои вопросы, вступить в дискуссию, услышать мнение своих сверстников из других регионов по интересующим их проблемам. Сайт гимназии занял II место на областном конкурсе «Лучший сайт образовательного учреждения – 2007». На I Всероссийском молодежном фестивале информатики, программирования и компьютерных технологий команда гимназии заняла первое место. В апреле 2007 года Кадысев Михаил, ученик 11 класса, занял III место на Всероссийском этапе предметной олимпиады по информатике и получил приглашение в 33 вуза страны. Успешно окончил МГУ.
В 2008 году директор гимназии Татьяна Владиленовна Шамардина единогласно избрана Президентом Российского некоммерческого партнерства «Ассоциация лучших школ».
Для повышения эффективности государственно-общественного управления гимназией, формирования педагогической культуры родителей, изучения и «выращивания» спроса на образовательные услуги по инициативе директора Т.В. Шамардиной создается маркетинговая служба, которая решает проблемы обеспечения востребованности образовательных услуг гимназии, исследует запросы социума, родителей и учащихся, формирует готовность родителей к сотрудничеству с гимназией. Опыт работы маркетинговой службы гимназии представлен на страницах журнала «Лидеры образования».
В 2009 году гимназия №4 стала победителем ежегодного конкурса на получение муниципального гранта и удостоена звания «Лучшая школа города Оренбурга», получила звание самого результативного образовательного учреждения в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» и звание Учреждения – лидера образования XXI века. На протяжении пяти лет коллектив гимназии удерживает это звание. Лучшие учащиеся гимназии являются губернаторскими стипендиатами.
Создание творческой атмосферы, организация исследовательской деятельности помогают учителям гимназии ежегодно побеждать в окружных, городских и областных конкурсах «Учитель года», «Педагогический дебют», «Сердце отдаю детям», «Самый классный классный». В 2010 году кабинет химии признан «Лучшим кабинетом г. Оренбурга», а учитель химии Надежда Валерьевна Кривец стала победителем регионального этапа конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок».
С 2011года Татьяна Владиленовна Шамардина – член Исполкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Коллектив гимназии продолжает активную конкурсную деятельность, пополняя свой «Портфолио достижений» и уже в 2012 году успешно представляет опыт работы своей первичной профсоюзной организации на Всероссийском конкурсе – видеоролик профкома гимназии назван в числе лучших. 2012 год запомнился в гимназии еще и тем, что выпускница Рахманкулова Зорина получила 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку.
В 2013 году гимназисты особенно успешно проходят итоговую аттестацию и показывают высокие результаты: Складчикова Валерия получает 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку и обществознанию, Климова Анастасия – 100 баллов по химии, Варламов Евгений – 100 баллов обществознанию. Гимназия №4 – победитель (I место) областного конкурса «Школа Оренбуржья – 2013».
В декабре 2013 года в г. Санкт-Петербурге состоялось подведение итогов Всероссийского конкурса «100 лучших школ России» в рамках образовательного форума «Школа будущего. Проблемы и перспективы развития современной школы в России». Оценивание конкурсных работ проводило независимое жюри, которое возглавил В.Е. Шудегов, заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по образованию. Гимназия №4 стала Лауреатом этого конкурса. Т.В. Шамардина, директор гимназии, удостоена звания «Директор года». Образовательный проект «Социальная защита и поддержка гимназистов» стал Лауреатом конкурса в номинации «Проект года».
Чердинцев Антон, выпускник 2014 года – призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике, лауреат премии Президента РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
2015 год. Гимназия №4 – победитель Всероссийского конкурса «100 лучших школ России» в рамках образовательного форума «Школа будущего. Проблемы и перспективы развития современной школы в России», призер областного конкурса программно-методических материалов «Любовь к Родине наполним детские сердца и души» за разработку программы «Мой родной край» (автор Т.В. Степанова, учитель начальных классов), победитель областного конкурса «Лучшая школа по организации питания обучающихся».
Традиционно большое внимание уделяется в гимназии воспитательной работе. Воспитание выпускника гимназии как высоконравственного, ответственного гражданина России, компетентной социально-интегрированной и творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации на основе традиционных ценностей российского общества, полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности – основная цель воспитательной работы гимназии. Так, в 2016 году коллектив становится лауреатом Всероссийского конкурса образовательных проектов и программ по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи «Гражданин и Патриот России». Кабинет биологии признан «Лучшим кабинетом города Оренбурга».
Дважды ученики гимназии становились призерами городского интеллектуально-личностного марафона «Лучший ученик г. Оренбурга» в номинации «Портфолио ученик» (Швец Александр – 2016 год, Горохов Роман – 2017 год).
2017 год – гимназия №4 стала обладателем муниципального гранта «Лучшая школа города Оренбурга», лауреатом – победителем Всероссийского фестиваля – выставки образовательных учреждений «Система образования 2017».
В 2018 году гимназисты вновь прославили любимую гимназию на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников: Ищенко Артем стал призером по истории, Силкин Дмитрий – по праву.
В 2019 году Артем Ищенко повторил успех на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников по истории. Гимназия №4 победитель конкурса воспитательных систем общеобразователь-ных организаций г. Оренбурга. Коллектив гимназии эффективно реализует инновационную экспериментальную деятельность: гимназия №4 – ресурсный центр по использованию ИКТ в образовательном процессе, участник экспе-римента по в ФГОС ООО, СОО, является региональным представителем «Лучшие школы Оренбуржья» в Оренбургской области некоммерческого партнерства «Лучшие школы». На базе гимназии действует Региональное отделение Общероссийской детской общественной организации «Общественная малая академия наук «Интеллект будущего» (г. Обнинск).

Наверх

Copyright(С) 2002-2004, Евгений Шамардин